Видео

Фото

Сейчас на сайте

Сейчас 150 гостей онлайн

Поиск по сайту

Регистрация / Вход

Что такое ралли-рейд?
09.02.2013 00:35
Автомобильный спорт представлен во всём мире очень широко. 
Это популярное и любимое многими спортивное зрелище. 
Оно притягивает к себе внимание скоростью, мощью моторов, виртуозным пилотированием мастеров автоспорта, простотой восприятия происходящего: для зрителей здесь всё ясно и понятно машины едут НАПЕРЕГОНКИ со временем, или между собой.

Но условия соперничества, виды покрытий, модели и назначение спортивных транспортных средств, в мире столь разнообразны, что приходится разделять автомобильные гонки на отдельные виды автоспорта. 
Наиболее, известны такие виды, как: картинг, классическое ралли или гонки Формулы-1. Другие - более молодые виды имеют меньшую известность.
И любому понятно, что каждый из названных видов автоспорта имеет свою ярко выраженную специфику. Отличительной и главной спецификой  ралли-рейдов является протяжённость, многоэтапность и длительность соревнования на скорость по бездорожью. 
Растущая популярность ралли-рейдов во всём мире обусловлена, не только причастностью дисциплины к столь раскрученной мировой гонке, как ДАКАР, но ещё и тем, что достижение высоких результатов, требует от пилотов - рейдеров  особенных, отличных от других видов автоспорта, умений скоростного вождения автомобиля по бездорожью, выносливости  и мужества, навыков ориентирования по приборам, полнейшего взаимопонимания экипажа.
Логотипы известных ралли
Ралли-рейд - это многоэтапное (многодневное) автомобильное соревнование, проходящее по бездорожью и дорогам общего пользования. 

В зависимости от длительности соревнований по времени и протяженности маршрута ралли-рейды подразделяются на три вида: 
Ралли - рейд - протяженность до 6500 км и не более 10 дней; 
Ралли - марафон - протяженностью от 6500 км и до 30 дней. 

Каждый ралли-рейд состоит из нескольких этапов, включающих в себя, как правило один, или несколько скоростных  участков (СУ), которые проходят по зарезервированным и частично перекрытым грунтовым дорогам общего пользования и по бездорожью.. Учитывая, что дистанции этапов достаточно длинные и практически невозможно проложить единую скоростную трассу,  помимо СУ на этапе, существуют дорожные секции, так называемые, лиазоны, проходящие, по не перекрытым для гонки, дорогам общего пользования. На лиазоне экипаж обязан выдержать определенный график прохождения, контролируемый пунктами контроля времени (КВ), соблюдая при этом правила дорожного движения. 
Схема многоэтапного соревнования, разбитого на этапы
Схема многоэтапного соревнования разбитого на этапы
Схема этапа
Схема этапа
Зелёным цветом обозначен лиазон, красным спецучасток.
AREQUIPA – старт этапа, ARICA  финиш этапа
DSS – Старт спецучастка,  ASS – финиш спецучастка

Для каждого экипажа старт на этап и СУ отдельный,  экипажи ведут гонку на время. Экипажу накануне старта выдается дорожная книга (road-book) (на спортивном сленге ЛЕГЕНДА), во время движения штурман читает дорожную книгу пилоту, чтобы заранее сообщить ему о направлении движения и характере дороги. 
Обложка дорожной книги
Обложка Дорожной книги
Задача каждого экипажа, состоящего из пилота (1-го водителя) и штурмана (2-го водителя), а  в  грузовиках ещё и механика (3-го водителя), как можно быстрее по времени, с максимально возможной скоростью, пройти СУ  по определенному маршруту с несколькими обязательными контрольными точками. 
Экипаж перед стартом
Экипаж перед стартом
Все отклонения экипажа от графика и нарушения правил фиксируются в специальной контрольной карте (карнете) и учитываются при расчёте конечного результата. Итоговый результат складывается из суммы времени прохождения СУ всех штрафов и пенализаций, за отклонение от графика и нарушениях правил на лиазоне, выраженный в часах, минутах и секундах. Экипаж имеющий наименьшее абсолютное время объявляется Победителем. 
Ещё одним важным правилом ралли-рейдов является тайна маршрута. 
Маршрут ралли держится в секрете от участников. Секрет этот для каждого очередного дня гонки, раскрывается с момента раздачи легенд (дорожных книг). 
Но это не полное раскрытие тайны маршрута, а лишь подсказка о том, как ориентироваться в пути на данном этапе. 
Легенда представляет собой многостраничную книжечку. Каждая страничка разделена по горизонтали на пять частей (картинок). 
Каждая часть (картинка) это часть маршрута, например развилка с указанием дальнейшего направления следования. 
В картинке указано пройденное от старта расстояние, и расстояние от предыдущего эпизода. 
Точное следование указаниям таких картинок, составляет суть работы штурманов. 
Легенда представляет собой многостраничную книжечку
Страница дорожной книги (легенды)
Ориентируясь по прибору навигации, дающему направление движения, и по приборам счисления пути (одометр: трипметр или терратрип), штурман диктуют пилоту дорогу, заранее извещая о поворотах, развилках, о путевых контрольных точках маршрута. 
Контроль прохождения точек контрольных пунктов фиксируется в карнете. 
Каждая гонка в ралли-рейдах имеет своё собственное время: часы, минуты и секунды. Оно ведётся по официальному хронометру гонки. Как правило, это декретное время региона, в котором проходит соревнование. По официальному хронометру сверяют бортовые часы штурманы всех экипажей. Расхождение, даже незначительное, бортового времени и времени гонки, недопустимо. Данное условие имеет большое значение в организации и порядке проведения соревнования. К старту, а иногда и к контрольному пункту времени на финише этапа перед въездом на бивуак, каждый экипаж обязан прибыть строго в отведённое ему время «в свою минуту». Прибытие на пункт контроля времени не в своё время: раньше, или позже - пенализируется. Экипаж наказывается штрафным временем.
Пункт контроля времени и старт спецучастка
Пункт контроля времени и старт спецучастка

Время  старта каждого этапа соревнования, за исключением этапа самого первого дня соревнования, определяется хронологически по классификации предыдущего этапа. Проще говоря, тот, кто сегодня проехал лучше остальных, завтра отправится со старта первым. За ним следом - второй, далее - третий, и так последовательно до последнего стартующего экипажа - участника. Это правило распространяется на все этапы гонки и на все категории соревнующихся экипажей.
Экипаж на старте спецучастка
Экипаж на старте спецучастка

Но как быть с самым первым днём, когда ещё нет победителя вчерашнего дня?
Как определить очерёдность стартов для самого первого этапа соревнования? Ведь к моменту старта первого дня ещё нет никаких победителей.
Для этого имеется лист приоритета ФИА или РАФ.
Гонщики, имеющие успехи, заслуги и звания, «выкладываются» организаторами на их усмотрение в первую, верхнюю часть стартового списка. 
В этом можно усмотреть некоторую предвзятость по отношению к остальным, ведь неизвестно в какой форме и в каком состоянии экипажи подошли к данному, конкретному соревнованию, а стартовая позиция, всё-таки, даёт некоторое преимущество. Но это несправедливо только на первый взгляд. Уже к следующему старту полностью исключается субъективность перед отправкой  каравана гонки в долгий путь.
 Прологом, представляющим собой часть общего маршрута гонки, определяется порядок старта на следующий день.
Как правило, пролог проводится в начале любой гонки и  помимо решения спортивной задачи (расстановки спортсменов на следующий этап), решает задачу популяризации спорта, демонстрируя зрителям красоту этого вида соревнований.
На прологе гонки
На прологе гонки

Надо заметить, что расстановка автомобилей на старте завтрашнего дня очерёдность, в которой гонщики уйдут на спецучасток первого полноценного гоночного этапа, имеет существенное значение для всей последующей тактической борьбы. Интервал старта, для первых 10-ти участников составляет две минуты. Остальные, начиная с одиннадцатого, стартуют с интервалом уже только в одну минуту. 

Маршрут соревнований проходит по пересеченной местности, и в тоже время скорость машин достигает 200 км в час. Порой в машине создается впечатление, что ты летишь в самолете и управляешь им на не большой высоте, но после очередной ямы, подброса, камня или мало, что может поджидать на трассе, снова понимаешь, что всё-таки находишься за рулем автомобиля, который не прощает даже маленькой ошибки. От пилота и штурмана требуется постоянная концентрация и предельное внимание.
Очередной подброс
Очередной подброс

Учитывая большое количество участников, в процессе гонки завязывается жесткая борьба. Ни кто не желает уступить ни одной секунды своему сопернику. 
Но стоит кому-то столкнуться с какой-либо проблемой на трассе (поломкой или застрял в трудно проходимом месте, не говоря уже о перевороте) мало кто проедет мимо, не предложив свою помощь.
Экипажу требуется помощь
Экипажу требуется помощь
Зачастую экипаж, которому требуется эта помощь, отказывается и пытается справиться сам, так как знает, что минуты потраченные другим экипажам на помощь могут стоить ему нескольких позиций в итоговом протоколе.  
Каждый вечер соревнований, после финиша очередного дня, все гонщики, буквально несколько минут назад бывшие конкурентами и соперниками, становятся друзьями. 
Яков Мехтиев, Алес Лопрайс и Жерар Де Рой обсуждают прошедший этап
Яков Мехтиев, Алес Лопрайс и Жерар Де Рой обсуждают прошедший этап

Но знакомство с волшебным миром ралли-рейдов было бы не полным, если бы мы забыли упомянуть людей, которые обеспечивают гонщикам победу и отвечают за самое главное – за состояние боевых автомобилей. Да, да, вы не ошиблись, это – механики. 

Пока гонщики вечерами в дружеской атмосфере, после тяжёлого дня и напряжённой трассы обсуждают все её прелести и недочёты, собираются на брифинги, да и просто пытаются выспаться перед предстоящим гоночным днём, механики осматривают, восстанавливают и приводят в боевую готовность автомобили, порой всю ночь, до самого старта. 
Механики за работой
Механики за работой
Автомобиль технической поддержки - центр ночной жизни
Автомобиль технической поддержки центр ночной жизни

Но и днём им не удаётся отоспаться, ведь надо собрать лагерь, переехать за сотни километров к следующему бивуаку, развернуть лагерь и подготовиться к встрече экипажа, чтобы вовремя оказать необходимую техническую помощь измученному автомобилю. 
Бивуак
Бивуак
Команда на бивуаке
Команда на бивуаке

Одним словом, механики – это те, кто остаётся в надёжном тылу и обеспечивает гонщикам внутреннюю уверенность, так необходимую для победы. 
Надежный тыл
Надёжный тыл

Чем - же привлекает спортсменов именно в ралли-рейды, видимо, вот эта неизвестность, элемент приключения, проверка себя и техники на прочность в тяжелейших условиях, дух соперничества, одновременно с этим взаимовыручка и дружеская атмосфера, притягивает людей к этому спорту. Кто попробовал ралли-рейды  и даже по каким-то причинам ушел в другой вид спорта, всё равно остается их поклонником навсегда.

*Баха — официально признанная разновидность ралли-рейда.
Слово «баха» произошло от испанского — baja (в испанской транскрипции оно произносится именно как баха, так же как привычный нам Паджеро (Pajero) должен произноситься как Пахеро). Баха — это местность в южной части полуострова Калифорния (граничащая с Мексикой), где был проведен первый короткий ралли-рейд, откуда и произошло название этой гонки.
Обновлено 28.02.2013 12:04