Дакар 2014: Команда МАЗ-СПОРТавто. Итоги гонки

Google

Видео

Фото

Сейчас на сайте

Сейчас 455 гостей онлайн

Поиск по сайту

Регистрация / Вход

Дакар 2014: Команда МАЗ-СПОРТавто. Итоги гонки

Пилот белорусской команды МАЗ-СПОРТавто Сергей Вязович и куратор команды Дмитрий Короткевич подвели итоги ралли-марафона Дакар-2014.

Дакар 2014. МАЗ-СПОРТавто. Итоги гонки - Впервые белорусы заняли столь высокие места на «Дакаре», но вместе с тем не сумели пробиться в первую десятку. Сергей, как вы сами оцениваете результаты гонки?

- Только положительно. Нам удалось показать хорошую скорость. Конечно, хотелось попасть в первую десятку, но не сложилось. В целом растет уровень команды, экипажей. Нам удается демонстрировать стабильно высокие результаты на протяжении нескольких этапов подряд.

- А вы уже ощущаете, что можете на равных соревноваться с именитыми камазовскими гонщиками?

- До конца, может быть, этого еще не ощущаю. Но факт остается фактом: мы их уже опережаем на отдельных отрезках. Им придется к этому привыкать.

- Что создавало основные проблемы во время гонки?

- Основные преграды – жара и пыль, которая заставляет сбавлять скорость. Особенно это было характерно для этапов, где грузовики ехали вместе с джипами. Джипы на многих отрезках дорог быстрее грузовиков и по максимальной скорости, и по легкости преодоления преград. И когда они едут впереди, то поднимают столбы пыли и тем самым заставляют тебя либо рисковать, либо снижать скорость.

Дакар 2014. МАЗ-СПОРТавто. Итоги гонки Самая опасная езда – в пыли, поскольку видимость ограничена. Когда дорогу можно хорошо разглядеть, то проблем не возникает. Хотя многие соперники и в пыли едут быстро. Пока мы не понимаем, то ли они рассчитывают на удачу, то ли ориентируются по каким-то приборам.

- Насколько сложной была трасса нынешнего «Дакара»?

- Трасса нынешнего «Дакара» была самой сложной и длинной. Каждый этап представлял собой либо новое покрытие, либо их сочетание. Например, камни и горы. Или же камни, горы и песок. Были и скоростные дороги. Если на прошлом «Дакаре» было несколько однотипных этапов, то в этом году – сплошь смешанные рельефы и дороги. Каждый раз приходилось сначала подстраиваться под дорогу и только после этого выбирать темп движения.

Дакар 2014. МАЗ-СПОРТавто. Итоги гонки

- И все это в условиях аномальной жары?

- На некоторых спецучастках, в том числе пятого этапа, ветра не было, а жара стояла невыносимая. Автомобиль грелся, люди чувствовали себя как в парилке.

- Как вы спасались от высокой температуры?

- Все достаточно просто: пили много воды. Реально приходилось терпеть. Каждый день мы брали с собой 30-40 литров воды. Треть из них расходовали во время заезда.

- Что, на ваш взгляд, нужно изменить к лучшему в автомобиле к следующей гонке?

- В принципе я бы не сказал, что автомобилю нужны кардинальные изменения. Мне бы хотелось узнать пределы возможностей боевой машины. На гонке такого уровня это делать не имеет смысла, поскольку можно просто не доехать до финиша. А вот на российских ралли хотелось бы на 100 процентов исчерпать потенциал автомобиля. Это позволит показать еще лучший результат на следующем «Дакаре».

- Возможно, вы не раз задумывались о кондиционере в салоне автомобиля?

- Команда уже думает об установке системы кондиционирования в салонах грузовиков. Но не все так просто. Основная проблема – как «запитать» привод кондиционера, чтобы, если он выйдет из строя, это не повлияло на работу других агрегатов.

- Команды таких известных производителей, как Mercedes, DAF и Renault, не добиваются высоких результатов на «Дакаре». Чем это можно объяснить?

- «Мерседесы» в основном едут в классе пониже, соответственно с меньшим объемом двигателя. Кроме того, они, возможно, и не ставят себе такой цели. Наконец, нужно учесть уровень подготовки. Ведь даже команды Tatra и MAN, у которых стоит цель победить, в этом году по чистой скорости нам проигрывали. Хотя в их экипажах есть опытные гонщики, в том числе призеры и победители «Дакара». Видимо, мы преуспели в подготовке техники и экипажей. Это было очевидно еще на «Шелковом пути», на котором мы практически не отставали от команды «КАМАЗ-Мастер» – мирового лидера ралли-рейдов.

- Сейчас экипажи во время гонки ночуют в гостиницах. Может, было бы удобнее возить с собой автодома?

- Автодома, конечно, экономят время на отдых. Но решение остается за руководством команды. Можно отдыхать и в гостиницах, но только когда финишируешь без проблем.

- Высыпаться хоть удавалось?

- В принципе удавалось. Поскольку мы показывали хороший результат на спецучастках и часто приезжали к финишу в первой десятке, то времени на отдых оставалось достаточно. Такого недосыпа, как в прошлом году, мы не испытывали. Было время помыться, покушать и поспать.

- С другими командами во время ралли поддерживали дружеские отношения?

- У нас давно сложились неплохие отношения с экипажами команд «КАМАЗ-Мастер» и Tatra. Хотя все участники стараются себя вести корректно. Откровенной грубости мы не наблюдали и сами старались вести себя деликатно.

Дакар 2014. МАЗ-СПОРТавто. Итоги гонки

Куратор спортивной команды "МАЗ-СПОРТавто", заместитель коммерческого директора ОАО "МАЗ" Дмитрий Короткевич, рассказал нам о выводах, проблемах, маршруте, конкурентах и грузовиках на продажу.

Дакар 2014. МАЗ-СПОРТавто. Итоги гонки

- Как вы оцениваете результаты участия белорусов в "Дакаре-2014"?

- Из года в год мы прибавляем. Возможно, это покажется странным, но с каждым разом мы перешагиваем через 10 позиций. Команда прогрессируют, как мы и планировали. В следующем году мы намерены выйти если не на пьедестал, то рядом с ним. Нашей задачей на "Дакар-2015" будет попасть в первую пятерку в зачете грузовиков. Пока все идет так, как мы хотели.

Наша команда успешно выступает не только "Дакаре". Мы были на подиуме на российском ралли-рейде "Шелковый путь", соответственно в этом году рассчитываем на столь же высокий результат.

В целом технику будем совершенствовать, технические ошибки - исправлять. В следующем году нам будет значительно проще.

Дакар 2014. МАЗ-СПОРТавто. Итоги гонки - Белорусские экипажи нередко оказывались в числе лидеров на скоростных участках, но пока не подобрались к призовым местам. Чего не хватает команде, чтобы ехать быстрее камазовских гонщиков?

- Наверное, все-таки не хватает такого большого опыта, который накопила команда "КАМАЗ-Мастер", и выдержки. Ну и конечно, нужно постоянно совершенствовать технику.

- Белорусские грузовики на пятом этапе с трудом финишировали из-за проблем с топливной системой. Какие выводы вы для себя сделали по итогам ралли?

- Во-первых, надо более тщательно обкатывать технику в Минске. Надо признать: техника была недостаточно обкатана, поэтому некоторые проблемы и дали о себе знать во время гонки. Но эта "болезнь" ежегодно нас преследует. Не хватило буквально двух-трех дней, чтобы завершить все процессы. Все делали в последний момент.

- Будете ли отказываться от алюминиевых баков, из-за повреждения которых экипажи потеряли около пяти часов?

- Ни в коем случае. Просто будет ужесточен контроль за их изготовлением. Будем следить за тем, чтобы все было сделано как положено. Кроме того, слегка изменим структуру баков.

Сегодня 90 процентов команд ездит с алюминиевыми баками. Но, как оказалось, они весьма уязвимы к вибрациям, перепаду давления. Наши грузовики проехали с ними несколько этапов в России - никаких вопросов не было. А в условиях высокогорья и постоянной тряски - проявили себя с неожиданной стороны. Но этот опыт позволит нам развиваться еще быстрее.

Дакар 2014. МАЗ-СПОРТавто. Итоги гонки

- Как обстояли дела с двигателями МАЗов во время ралли?

- Серьезные проблемы с двигателем возникли только у "быстрой технички". Дело в том, что этот двигатель был собран буквально за неделю, соответственно оказался недостаточно обкатан - просто не хватило времени. Был бы нормально обкатан двигатель, были бы нормально подтянуты головки к блоку цилиндра - неприятностей бы не произошло.

Что касается остальных двигателей, то перегревы в условиях высокогорья и при повышенных нагрузках ожидаемы. У всех экипажей, которые участвовали в ралли-рейде, грелись двигатели - ничего здесь нет сверхординарного. Все кипят, все греются, просто надо вовремя остановиться, где-то сбросить скорость.

Во всем важен опыт. На своем первом "Дакаре" мы поехали на перевал, причем даже не в режиме гонки, и все машины стали на высоте 4500 метров над уровнем моря. Моторы перегрелись - автомобили остановились. Надо правильно подбирать стиль езды в зависимости от текущего состояния автомобиля.

- Насколько сложным оказался маршрут нынешнего "Дакара"?

- Это был один из самых сложных маршрутов. Было значительно тяжелее, чем в прошлые годы. Организаторы приняли критику и постарались сделать так, чтобы "Дакар" был серьезной гонкой, а не легкой прогулкой. Поэтому-то на первых четырех этапах с ралли сошли около 30 процентов экипажей.

Дакар 2014. МАЗ-СПОРТавто. Итоги гонки

- Команды таких известных производителей, как Mercedes и DAF, не добились особого успеха, оставшись далеко позади МАЗа Сергея Вязовича. На ваш взгляд, с чем связаны их невысокие результаты в ралли-рейде?

- На "Дакаре" многое зависит не от известности мирового производителя, а от возможностей и профессионализма команды, в том числе от готовности механиков быстро обслуживать и своевременно выводить технику на старт. Нельзя сказать, что какие-то марки плохие, ведь все автомобили ломаются. Поймите, абсолютно надежной техники не бывает. Если вечером прогуляться по бивуаку, то можно увидеть, что все автомобили перебираются, перекручиваются и перенастраиваются.

Секрет успеха на "Дакаре" во многом кроется в возможности оперативного ремонта гоночных автомобилей. Команда, которая лучше организована и имеет больший опыт, в итоге и побеждает.

Дакар 2014. МАЗ-СПОРТавто. Итоги гонки

- Чем отличаются грузовики МАЗ от гоночных автомобилей других производителей, участвующих на "Дакаре" в классе грузовиков?

- По своим эксплуатационным характеристикам грузовики практически идентичны. В чем-то мы лучше, в чем-то - они. В целом мы находимся на одном техническом уровне.

- Недавно стало известно, что МАЗ готов собирать спортивные грузовики для заказчиков. Такие предложения уже поступали?

- На днях позвонил известный российский гонщик, чтобы заказать спортивный грузовик. Вскоре он приедет в Минск заключать контракт. Так что процесс уже запущен.

- Помимо самого грузовика "МАЗ-СПОРТавто" также может обеспечить техническую поддержку во время гонки?

- Это традиционный подход - так поступает КАМАЗ. Они не просто продают грузовик, но и осуществляют его техническую поддержку на всех этапах ралли-рейдов.

Дакар 2014. МАЗ-СПОРТавто. Итоги гонки

- Участие в "Дакаре" также можно рассматривать как инструмент увеличения продаж обычных грузовиков...

- За гонкой наблюдают представители многих предприятий - потенциальных покупателей грузовой автотехники. КАМАЗ того и добивался от ралли-рейда, чтобы марка была узнаваемой.

Наше участие в "Дакаре" тоже начинает приносить свои плоды. Так, за последнее три года, которые команда участвует в соревнованиях, на Минском автозаводе в более чем пять раз вырос экспорт грузовиков в страны Южной Америки, в том числе в Венесуэлу, Колумбию и Эквадор. Я думаю, что здесь можно провести параллели. Так что участие команды "МАЗ-СПОРТавто" в "Дакаре" способствует росту продаж белорусской грузовой автотехники.

- Учитывая проблемы с "быстрой техничкой", изменится ли стратегия команды на следующий "Дакар"?

- Стратегия останется прежней: в гонке примут участие два основных экипажа и "быстрая техничка", которая на нынешнем "Дакаре", к сожалению, не финишировала по техническим причинам. Мы проведем все необходимые регламентные работы, автомобиль пройдет обкатку. Кстати, после того, как экипаж снялся с гонки, он шел по трассе "ассистанс", проехав все 9 тысяч километров. В итоге двигатель пришел в свое нормальное состояние, все головки блока цилиндров и прокладки приработались, проблемы с мотором исчезли.

На "Шелковом пути" экипаж будет выступать как полноценная "быстрая техничка".

- Какую роль сыграли средства связи во время гонки?

- Огромную роль. Нам очень помогла бесплатная мобильная связь от технического партнера оператора velcom. Команда постоянно находилась в онлайн-роуминге, чтобы отслеживать перемещение экипажей на виртуальной карте организаторов. Информация о технических проблемах от экипажей также поступала по GSM-сети. При этом спутниковые телефоны практически не задействовали, поскольку это не очень удобно. Если откровенно, то мы бы потеряли гораздо больше зачетного времени, если бы не было качественной мобильной связи.

- Нынешний "Дакар" проходил в условиях аномальной жары, особенно в Аргентине. Как ее переносили участники команды?

- Действительно, жара в Аргентине была аномальная. Представьте себе: на трассе температура воздуха достигала 59 градусов. В прошлые годы такого не было. Нам даже пришлось приобрести термоизолированную емкость для питьевой воды. Постоянно покупали лед на заправках, старались больше пить, долго не находиться под открытым солнцем. В общем, спасались как могли. Хотя, когда живешь гонкой, многое отходит на второй план. По крайней мере, небольшой дискомфорт все перенесли по-спартански.

- Спасибо команде за выступление на "Дакаре". Мы с волнением следили за нашими экипажами. Удачного возвращения домой!

 

Андрей ОРЛОВ

 

ABW.BY